59 ФЗ о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

Федеральный закон №59-ФЗ регулирует вопросы воздействия на бездействие или неправомерные действия должностных лиц. Задача Закона предоставить гражданам возможность донести информацию о нарушениях вышестоящему лицу, в чьем подчинении находится виновный.

Ст. 2 59-ФЗ закрепляет право россиян подавать обращения как лично, как и коллективно, объединившись в группы. Эта же статья гарантирует, что процедура обращения граждан абсолютна бесплатная и добровольная.

В Федеральном Законе четко регламентирована процедура обращения, акцентировано внимание на деталях и нюансах. Важно, что обращение обязательно должно быть адресовано конкретному лицу либо организации. Кроме этого, ст. 7 обязывает лиц, подающих обращение, указывать свои контактные данные, проставлять дату и подпись на документе. Анонимные обращения не рассматриваются. Информация может быть изложена рукописным текстом или с использованием технических средств. Используемый язык – русский, допустимо использовать также региональные языки.

После составления текста обращения, формирования пакета дополнительных бумаг (при необходимости), заявителю следует обратиться в орган, куда он адресует свой запрос. Это можно сделать лично или посредством почтовой связи. В зависимости от правил делопроизводства в конкретном учреждении реквизиты входящей документации проставляются на обращении сразу или чуть позднее. Поэтому при желании можно получить отметку о принятии обращения. Проставляется штамп на втором экземпляре обращения и может не содержать регистрационный номер.

Ст. 10 и 11 Закона наделяет орган, получивший обращение гражданина обязанностью отреагировать на него, а также правом затребовать дополнительную информацию в случае необходимости от других учреждений. В Законе четко прописаны временные рамки рассмотрения обращений. Для стандартных запросов – 30 дней, для запросов, адресованных на имя высшего руководителя определенной государственной структуры – 20 дней.

Отсчет времени начинается с момента получения органом обращения гражданина. При необходимости срок может быть продлен (п. 2 ст. 11) не более чем на 30 дней, обязательно при этом уведомить лицо, подавшее обращение.

ФЗ защищает интересы граждан, но при этом требует четкого соблюдения установленных норм. При несоответствии обращения критериям оформления или подачи, получатель в праве отказать в рассмотрении. Так, причины, по которым россиянину могут отказать:

  • 1. Обращение составлено анонимно, либо с неполной информацией об обратном адресе, что делает невозможным направление ответа.
  • 2. В тексте обращения использовалась ненормативная лексика, выдвигались обвинения в грубой форме, проявлялась угроза.
  • 3. Ответ невозможен из-за наличия государственной либо иной охраняемой на федеральном уровне тайны.
  • 4. Ответ уже ранее предоставлялся неоднократно.
  • 5. Обращение невозможно прочесть.

При подаче запроса в ведомство, в чью юрисдикцию не входит предоставление информации или обработка обращений конкретного направления, запрос перенаправляется в орган, ответственный за данные вопросы.

В заключительных статьях ФЗ №59-ФЗ прописывается ответственность должностных лиц за игнорирование обращения граждан, а также для лиц, предоставивших неправдивые сведения. Правонарушения подобного характера регулируется федеральным законодательством РФ.

Сайт Управления по работе с обращениями граждан и организаций при Президенте Российской Федерации

Скачать 59 ФЗ о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации можно тут:

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):