Права покупателя являют собой важную юридическую составляющую осуществления операций купли-продажи. Каждый потребитель должен знать их, чтобы избежать обмана со стороны продавца и существенно сэкономить свой бюджет.
Среди них:
- возможность возврата денег;
- обмен на аналогичный по характеристикам предмет;
- бесплатное устранение неисправностей;
- пересчёт стоимости покупки (новая цена, уменьшенная на размер компенсации за брак);
- обращение в органы защиты;
- подача в магазин претензии;
- и многое другое.
Возврат товара в течении 14 дней без объяснения причин
Защита прав потребителей предполагает возможность возврата непродовольственного товара, пребывающего в собственности покупателя на протяжении 14 календарных дней с даты приобретения. Оговоренное право демонстрирует ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Если вам не нравится форма, фасон, размер, габарит, расцветка (цвет) и даже комплектация изделия, смело несите обратно даже надлежащий товар (качественный), который не вошёл в список приобретений, не подлежащих обмену.
Права покупателя
Покупатель вправе провести обмен товара нормального (надлежащего) качества, если соблюдены изложенные условия:
- объект им не использовался;
- товарный вид изделия сохранён;
- не сорвана пломба и есть фабричный ярлык;
- у покупателя имеется чек, что является свидетельство приобретения в конкретном магазине.
Обмен кредитного продукта (на который взят потребительский кредит) также возможен.
Если во время обращения клиента в магазин у продавца нужный предмет будет отсутствовать, то потребитель по своему желанию может аннулировать договор о приобретении, потребовав возврата денег. Требование замены должно быть удовлетворено сразу же, как только нужный предмет поступит в продажу торговой точки (об этом следует уведомить клиента заказным письмом).
Собственник вещи может требовать вернуть деньги и без чека. Для этого он должен подтвердить приобретение в конкретном магазине:
- потребовать считать информацию со второй кассовой ленты;
- привести свидетеля;
- сверить серийный номер товара;
- получить информацию с видеокамер наблюдения.
Для обмена или получения уплаченых денег пишут заявление. Хотя основная информация для его написания воспроизводится по чеку, вы можете заполнить заявление и без него.
Как составить заявление на возврат товара в течении 14 дней
Случай прихода покупателя в торговую сеть с требованием замены или возврата фиксируется – покупатель пишет заявление на обмен товара в 2-х копиях (смотрите образец).
Сверху в правом углу записывают: какая должность у руководителя магазина, его фамилия, адрес торговой точки и от кого пишется заявление. Нужно описать вашу покупку, её стоимость, подтвердить приобретение чеком, указать причину возврата. В тексте заявления обязательно должна присутствовать статья, согласно которой вы приобретаете право на возврат.
Отказ продавца вернуть потраченную сумму покупателю или обменять товар является поводом для обращения последнего в Суд. Покупатель должен потребовать письменный отказ магазина, где будет указана причина, по которой отказали.
Образец заявления можно скачать тут:
При каких условиях допускается обмен?
Многих желающих обменять покупку беспокоит вопрос «как считать дни», в течение которых данная процедура является возможной. Согласно закону их отсчёт проводиться со дня после даты покупки (считается с учётом календарных, а не рабочих дней). Например, если покупка сделана 5 числа, то последний срок — 19 число этого же месяца включительно.
Если качество не соответствует заявленному или продавец скрыл его недостаток можно:
- отдать покупку и получить деньги или компенсацию по цене;
- требовать устранения недостатков;
- совершить обмен.
Про это говорится статье 18 ФЗ «О защите прав потребителей».
Технически сложный товар не подлежащий возврату в течении 14 дней
Законодатель выделяет перечень товаров, которые не могут быть заменены в торговой точке.
Не подлежат обмену следующие единицы:
- ноутбук и компьютер;
- бытовая техника, на которую имеется гарантия;
- оборудование (станки, радиоаппаратура и прочее);
- сотовый телефон;
- автовелотехника.
Например, Мегафон скорее откажет вам в возврате качественного мобильного телефона на протяжении 14 дней. А вот если в этот период вами будут определены существенные недостатки, то смело требуйте возврата потраченной суммы или обмена на такое же изделие.
Кроме того, согласно Постановлению №1222 от 98 года товар, не подлежащий возврату:
- предметы индивидуального использования (гигиена);
- парфюмерия и косметика;
- лекарства;
- электронные игрушки;
- текстильные товары и трикотаж (одежда);
- ювелирные украшения;
- мебель.
Как видите, обувь в этот список не вошла.
Евросеть принимает покупки обратно?
Отзывы многих покупателей сообщают, что Евросеть не всегда идёт на обмен или выплату денег. Если на момент обращения в сеть товар подешевел, магазином должна быть компенсирована сумма, которую вы потратили в момент приобретения (она значится в чеке). Этот вопрос решить тоже всегда весьма сложно без знаний законодательства.
Преимущественно торговая точка отказывает при предъявлении исправного товара в течении 14 дней с момента приобретения, если он занимает позицию в перечне сложных.
Санлайт – стоит ли требовать вернуть потраченные деньги?
Поскольку магазин торгует ювелирными изделиями, то возврат этого товара в течение 14 дней не возможен, поскольку украшения входят в список изделий, на которые требования обмена не распространяются, разве что магазин пойдёт вам на уступки.
В случае брака нужно сдать ювелирное изделие на экспертизу. Подтверждение заводского брака предусматривает возврат денег или бесплатную починку. Доказанная вина производителя снимает с покупателя стоимость экспертизы (вернут потраченные деньги).
Закон о возврате товара надлежащего качества в течении 14 дней скачать тут:
Какой бы не была ваша покупка, решение вопроса о её сдаче нужно мониторить в законах и подзаконных актах. Как известно, главным законом, в котором прописано право на возврат приобретённого изделия в магазин, является ФЗ «О защите прав потребителя» (качайте здесь).