Юридическая техника

Правотворчество - целенаправленная деятельность по созданию правовых норм. Как любая специальная человеческая деятельность она имеет свои специфические правила осуществления, «свод» которых и называется юридической техникой. Таким образом, юридическая техника - это определенная система правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации правовых актов. Цель при этом следующая: добиться того, чтобы правовые акты по своим качественным характеристикам были действительно эффективными регуляторами общественных отношений. Этого нельзя добиться, если воля создателей правового акта сформулирована неясно, неконкретно, сам акт содержит противоречия, пробелы и т.д.

Юридическая техника тесно связана с уровнем правовой культуры общества, преемственностью опыта правотворческой деятельности и т.д. Без их учета уже изначально правовое регулирование обречено на неэффективность. Ибо это может привести к неправильному выявлению круга общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию, неверному выбору вида правового акта (закон, указ, инструкция министерства и т.д.).

Значимость юридической техники осознана давно. Это, например, просматривается на примере т.н. Кодекса Юстиниана (именуемого и Дигестами Юстиниана), который был создан в 533 г. н.э. Он состоит из 50 книг, разделенных на титулы, последние поделены на фрагменты или извлечения из сочинений 39 знаменитых римских юристов, главным образом, т.н. классического периода (П-Ш века н.э.). Каждому из фрагментов по повелению императора Юстиниана придана сила закона. Кодекс Юстиниана это пример юридической техники своего времени и одновременно акт систематизации права.

Что касается правил юридической техники, то основными из них являются следующие.

Во-первых, полнота правового регулирования, отсутствие пробелов.

Во-вторых, его доступность и ясность.

В-третьих, соблюдение при изложении правового акта канонов логики, обеспечение непротиворечивой связи его различных частей, отсутствие коллизий между ними.

В-четвертых, конкретность правового регулирования, отсутствие декларативности в формулировании юридических предписаний.

В-пятых, соблюдение специфических норм фиксации официальных реквизитов и выделение структурных частей правового акта. Выделение в кодексах общей и особенной частей, соблюдение единой сплошной нумерации статей в правовых актах, выделение в статьях - абзацев, пунктов, частей, объединение статей в главы, разделы, параграфы. Точное формулирование названия статей, глав, разделов, параграфов. К важным реквизитам относятся дата и место издания акта, заголовок (полный и сокращенный), подписи уполномоченных должностных лиц. Например, в Великобритании обязательными атрибутами статутов (законов) являются следующие: полное заглавие, краткое заглавие, номер, преамбула, разделы, части, статьи и части статей, заметки на полях, приложения. При этом заметки на полях обычно формулируют суть той или иной статьи или перечень предметов ее регулирования. В консолидирующем акте они указывают, из какого акта взята данная статья.

В-шестых, оптимальная емкость, компактность правовых формулировок.

В-седьмых, сбалансированность, системность, т.е. внутренняя связь и взаимозависимость элементов правовой системы в целом, что свидетельствует о высоком уровне изложения воли нормодателя.

В-восьмых, правильное использование терминов.

Страницы: 1 2 3