Соотношение объективного и субъективного в правообразовании. Понятие правотворчества.
Формирование (образование) права - сложный процесс. Это касается как «первичного» возникновения права, как исторически нового общественного явления, так и его «регулярного» формирования в более поздние периоды в различных странах. Вообще следует учесть, что обе эти разновидности правообразования генетически очень похожи. Нельзя не согласиться с Л. Явичем и Л. Тиуновой, которые подметили следующее: «Важно иметь в виду, что именуемое «происхождением» возникновение права относится не только к далекому прошлому». На самом деле, правовые системы воспроизводятся постоянно, поскольку соответствующие... отношения непрерывно «выталкивают», порождают свою необходимую своеобразную юридическую форму. Пока есть причины, которые вызывают необходимость права, оно будет возникать и развиваться, преобразовываться в целостные правовые системы (национальные или международные)».
Это и понятно. Ибо и «первичное», и «регулярное» возникновение права имеет схожую причинную базу, в их основе аналогичные социальные, политические и др. факторы.
Возникновение права, как показывает исторический опыт, всегда связано с объективными потребностями обеспечения надлежащего регулирования общественных процессов. И само право по сути ничто иное, как система норм, вызванных к жизни политическим (государственно организованным) этапом развития общества, обслуживающая его потребности. Последние обусловлены природой государственно организованного общества (и, соответственно, международного сообщества), сложным взаимодействием существующих в нем интересов отдельных индивидов и их различных объединений. Право необходимо этому обществу как незаменимый регулятор отношений. Его незаменимость объясняется свойствами самого права: общеобязательностью, формальной определенностью, обеспеченностью в случае необходимости государственным принуждением и т.д.
Таким образом, очевидно, что формирование права имеет объективную основу в жизненных отношениях, складывающихся в обществе.
Но, с другой стороны, формирование права - это всегда живой процесс взаимодействия людей, их групп, которые всегда пытаются, чтобы в общеобязательной норме учитывался их интерес и позиция. Поэтому в правообразовании всегда есть субъективный аспект, который выражается в реальной «борьбе за право» различных социальных сил. Это проявляется в той деятельности, которая именуется правотворчеством, т.е. целенаправленной деятельности уполномоченных на то органов и лиц (или народа в целом) по созданию юридических норм. Таким образом, по большому счету, правотворчество - это субъективная сторона правообразования. В ней и через нее проявляются многообразные интересы, взаимодействующие в обществе, которые находят выражение «в конечном продукте» - общеобязательных правовых нормах.
Изменение социальной структуры, общественных ориентиров и т.п. всегда приводит к изменению и характера правотворчества и содержания его конечного продукта - юридических норм. Таким образом, в формировании права всегда есть два аспекта. Первый - объективный, естественно-исторический, выражающийся в определенном соотношении социальных факторов, влекущем необходимость правового урегулирования общественных отношений. Что происходит вне зависимости от воли лиц, участвующих в правотворчестве. Это объективная сторона правообразования. Второй - это завершающая стадия правообразования. В ходе ее большое значение приобретает именно правотворчество - специальная, целенаправленная деятельность уполномоченных на то органов, должностных лиц (либо народа в целом) по формулированию объективной потребности правового урегулирования общественных отношений в конкретных юридических нормах - формально оформленных, общеобязательных правилах поведения. В этом проявляется уже субъективная сторона правообразования.