Теория исламского государства

Объяснение государства как феномена, имеющего божественное происхождение и сущность, имеет давнюю историю и очень широкую политическую географию. Это во многом связано с тем большим местом, которое традиционно занимает религия в жизни людей, в т.ч. и наших современников. Еще на заре государственности ее утверждению в значительной мере способствовало то, что роль и ценность государства, конкретных носителей власти обосновывалась их особой связью с богами. Умение «ладить» с последними им необходимо было доказывать практически постоянно как в «битвах» за урожай, так и в настоящих сражениях с врагами и т.д. Только та личность (и шире тот клан) получала возможность закрепиться у власти, которой удавалось подтверждать свою «особую» связь с богами вполне конкретными жизненными результатами, осязаемыми членами соответствующих общин. Именно за эту «результативную» связь с богами с ними готовы были делиться вначале во многом добровольно, а впоследствии уже и под влиянием самого окрепшего механизма государства материальными благами (сначала в виде даров, а затем уже и самых настоящих сборов, налогов и т.п.).

Традиция увязывания власти, государства и бога крепко укоренилась в сознании общества. Во многих странах так или иначе реализовывались попытки организации всей социальной жизни на принципах той или иной религии. Бывали периоды, когда светские государства были в очевидном меньшинстве, в то время как теистические государства составляли большинство. Во всяком случае, их влияние на мировые процессы было значительно большим (эпоха средневековых религиозных войн и т.д.).

Учитывая множественность религий, не следует удивляться тому, что теологические концепции государства бывают весьма многообразными. Хотя ведущее место занимают главные, т.н. мировые религии: христианство, ислам, буддизм. В рамках каждого из этих религиозных направлений есть свои авторитетные мыслители, формулирующие наиболее признанные концепции соответствующего «теистического» (от греч. theos - бог) государства. В той или иной мере эти теории реализуются в общественно-политической практике.

Теория исламского государства также принадлежит к числу теологических концепций объяснения природы, социального назначения и функционирования государства. Ее выделение не случайно, ибо в настоящее время она влияет на деятельность государственных структур в десятках стран. По сути в современных условиях это наиболее влиятельная теологическая концепция.

Понятие государства в рамках исламской концепции связано с идеей халифата, признаваемого идеальной формой социальной организации мусульманской общины. Что соответствует заветам пророка Мухаммеда (6-7 в. н.э.), изложенным в главной книге ислама - Коране, а также в дошедших до наших дней преданиях о его жизни и деятельности, именуемых Сунна. Аллах (бог) внушил Мухаммеду идею формирования халифата, Мухаммед осуществил ее. Он сосредоточил в своих руках наиболее важные рычаги власти. Но одновременно при принятии решений он учитывал мнение наиболее авторитетных и влиятельных членов мусульманской общины. Целью всей организации власти (халифата) признается выражение интересов всех своих единоверцев, их защита.

Страницы: 1 2