Правовое государство обладает определенными признаками. Среди них к числу основных принадлежат следующие:
1. Признание верховенства права во всех сферах общественных отношений как внутригосударственной, так и международной. Все проблемы, с которыми сталкивается правовое государство, оно решает в соответствии с предписаниями права, т.е. юридическими нормами признанными (санкционированными) им. При этом в подобном государстве созданы и эффективно функционируют процедуры принятия и реализации юридических норм (законотворческие, судебные и др. органы). В международной сфере правовое государство признает приоритет международно-правовых средств разрешения противоречий и проблем. Применение силы допускается лишь в рамках коллективной или индивидуальной самообороны, предусмотренных, прежде всего, Уставом ООН.
2. Обеспеченность правовой защищенности индивидов и их объединений. Речь идет о гарантированности правового статуса физических и юридических лиц в соответствии со стандартами, установленными общепризнанными международными стандартами. Все их взаимоотношения с государством, его органами и представителями должны соответствовать им. Права граждан, сформулированные в нормах внутригосударственного права, должны отражать ту меру их свободы, которая закреплена, как некий демократический оптимум во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Пактах о правах человека (1966 г.) и т.д.
Главным органом защиты прав должен быть суд - независимый арбитр при возникновении различного рода коллизий. А не его административные суррогаты, когда, например, на проштрафившегося чиновника для защиты своих прав тому или иному лицу необходимо «жаловаться» его же начальству, которое, как правило, действует исходя из мотивов защиты «чести мундира», групповой чиновничьей солидарности и т.д. Очень важно, чтобы граждане и юридические лица имели и право, и реальную возможность оспаривать в судебном порядке любые правовые акты, нарушающие их интересы, как ненормативные (т.е. обращенные к конкретным лицам и обстоятельствам), так и нормативные, устанавливающие правила поведения общего характера.
3. Разграничение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Важно иметь в виду, что в современном понимании концепция «разделения властей» - это не просто простой дележ власти тремя субъектами, а, главным образом, обеспечение наличия взаимоконтроля, взаимовлияния между ними, т.е. некая система «сдержек и противовесов». Это приводит к тому, что никто не может полностью узурпировать власть: ни представительный орган, несмотря на получение своего мандата непосредственно от населения, ни исполнительно-распорядительный орган, действующий на основании и во исполнение законов, ни судебный орган, чьей сферой является гарантирование объективного и законного рассмотрения возникающих в обществе проблем.