С момента своего возникновения государство как общественное явление (как и те или другие его элементы) всегда было предметом пристального внимания. Что совсем неудивительно, ибо оно изначально было в центре важнейших социальных процессов, оказывало серьезное, порой решающее влияние на судьбы миллионов людей. И сегодня, несмотря на определенную популярность идеи «мирового правительства» и т.д., современные государства по-прежнему формируют остов мироустройства и, следовательно, являются одним из важнейших предметов изучения различных общественных наук, в том числе ТГП.
В настоящее время, как и прежде, существует множество доктрин, описывающих, объясняющих феномен государства, формулирующих «оптимальные» его модели. К числу наиболее значимых в смысле влияния на реальные общественно-политические процессы, а также в плане места и роли в науке можно отнести следующие теории. 1. Правового государства. 2. Национального государства. 3. Исламского государства.
Хотя наряду с ними существуют и иные концепции государства - «теория элит» (в различных проявлениях), теория «государства всеобщего благоденствия» и другие, которые занимают свое собственное, пусть и менее важное, место среди теорий, раскрывающих природу, социальное назначение и механизм функционирования государства.
Что касается трех выделенных особо, то их выбор во многом предопределен тем, что именно они оказывают наибольшее влияние на реальные процессы государственного строительства в современном мире. При этом следует учесть, что и основные доктрины современного государства (и как, впрочем, и их практическое строительство) нередко тесно сопряжены друг с другом. Так, национальное государство и как концепция, и как реальность может совпадать с правовым государством. Но это, во-первых, не всегда происходит, а, во-вторых, не отменяет той содержательной специфики, которая отличает их друг от друга. Именно уяснение этих специфических черт особенно важно как в познавательном, так и практическом отношении.